Телефон: (8412) 22-01-31, 56-50-28
Заказать звонок Видео о нас

Обучение персонала. Сколько стоит "захотеть"? Проблемы мотивации к обучению.

31.07.2012

Казалось бы, нет ничего лучше, чем работать под началом руководства, заботящегося о профессиональном росте своих подчиненных. Всяческих похвал достойны те, кому удается организовать постоянный процесс обучения сотрудников в компаниях. Но иногда эта забота может привести к совершенно неожиданным результатам.

<--break->С библейских времен хорошо известно, что упавшее на каменистую почву зерно быстро всходит, но засыхает без влаги. При обучении этой самой "влагой", не позволяющей знаниям выветриться из головы уже на крыльце офиса, становится мотивация к обучению. Она, как известно, имеет тенденцию появляться или исчезать совсем не тогда, когда это нужно работодателю. Но у мотивации есть свои законы.

И благодаря их пониманию, а также знанию механизмов, которые движут большинством людей, профессионалам удается легко, незаметно и с минимальными затратами заставить самых скептично и критично настроенных с удовольствием тянуться за предложенным пряником, а иногда даже за простой морковкой.

"Обучение должно представлять особую ценность для сотрудника. Это должна быть награда, а не повинность. Ее нужно заслужить. Поэтому когда сотрудники начинают воспринимать как должное то, что их обучают, а отделы персонала начинают просто "осваивать бюджет", самое время внести в этот процесс элемент интриги». Иными словами, чтобы сделать обучение более желанным, наши эксперты советуют всего лишь… объявить конкурс. Главным призом в котором будет возможность пройти тренинг или прослушать семинарский курс.

Разумеется, что каждый сотрудник, который тратит свое драгоценное нерабочее время на обучение, должен иметь возможность самому себе, а также недовольным родственникам ответить на вопрос - "а что мне с этого?". И в тех компаниях, где сотрудники точно знают, когда и насколько увеличится их оклад по мере повышения их квалификации, гораздо охотнее постигают профессиональные премудрости. Но далеко не всегда наши эмоции соглашаются с нашими рациональными доводами о том, что провести выходной день на тренинге, а не на рыбалке хорошо и полезно. Вроде бы нужно, но не хочется.

Впрочем, увлечь сотрудников может помочь создание особой атмосферы, которая бы способствовала тому, чтобы желание повышать свою квалификацию становилась потребностью. А для этого важно - не только с помощью материальных поощрений, но и в буквальном смысле - наглядно продемонстрировать, что компания это ценит.

Иногда объем информации, который приходится усваивать сотрудникам, и в особенности новичкам, вникающим в неведомые для себя сферы, может быть очень велик. И тогда может наступить пресыщение, а попросту - усталость от переизбытка информации. Для того чтобы избежать этого, можно использовать "порционный" способ подачи информации.

Кроме того, еще одним приятным бонусом для сотрудников в дополнение к профессиональному обучению могут стать различные техники и приемы, которые могут пригодиться во всех сферах их жизни.

Одна из самых эффективных и эффектных моделей оценки программ обучения предложена Джеком Филиппсом, который назвал ее "моделью ROI" (return on investment). Состоит из шести шагов:

  • Сбор данных. Производится до, после и во время обучения.
  • Отграничение эффекта обучения. Представляет собой ряд мероприятий, позволяющих исключить влияние внешних факторов, которые не имеют отношения к обучению.
  • Подсчет в денежном эквиваленте. Понятия "рост производительности", "снижение издержек" и т. п. конвертируются в понятную форму в виде определенных сумм.
  • Оценка затрат на обучение.
  • Расчет ROI по результатам третьего и четвертого шагов.
  • Определение неявной выгоды. Повышение лояльности, снижение конфликтов.

Отзывы